ремонт и эксплуатация

Устройство  | Двигатель  |  Трансмиссия  |  Ходовая  |  Рулевое управление  |  Тормоза  |  Электооборудование  |  Кузов  |  Электросхемы
 
 

Компрессия


Компрессия (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах – важнейший показатель для диагностики состояния двигателя без его разборки. По ее среднему значению и по разнице значений в отдельных цилиндрах можно с достаточной степенью точности определить степень общего износа деталей шатунно-поршневой группы двигателя и выявить неисправности этой группы и деталей клапанного механизма.
Проверяют компрессию специальным прибором – компрессометром, который сейчас можно свободно приобрести в крупных магазинах автозапчастей.

ЗАМЕТКА
Так выглядит компрессометр, использованный для иллюстрирования данной книги. Существуют варианты компрессометров, у которых взамен резинового наконечника, который при проверке компрессии просто сильно прижимают к свечному отверстию, установлен резьбовой штуцер для вворачивания вместо свечи зажигания.

Важным условием правильности показаний при проверке компрессии является исправность стартера и его электрических цепей, а также полная заряженность аккумуляторной батареи.

1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
2. Остановите двигатель и снимите его декоративный кожух (смотрите "Монтаж декоративного кожуха двигателя").
3. Снимите наконечники проводов со свечей зажигания...
4. ...и выверните все свечи.
5. Отсоедините колодки жгутов низковольтных проводов от катушек зажигания, отключив тем самым систему зажигания.

Проворачивание коленчатого вала двигателя стартером при отсоединенных наконечниках высоковольтных проводов и неотключенных катушках зажигания может привести к пробою их высоковольтных цепей.

6. Отсоедините колодку с проводами от топливного модуля.
7. Установите компрессометр в свечное отверстие проверяемого цилиндра и сильно прижмите его.
8. Нажмите на педаль акселератора до упора, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку.
9. Включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться. Это соответствует примерно четырем тактам сжатия.

ЗАМЕТКА
Для получения правильных показаний компрессометра коленчатый вал должен вращаться с частотой 180–200
мин–1 или выше, но не более 350 мин–1.

10. Записав показания компрессометра, установите его стрелку на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха.

ЗАМЕТКА
У компрессометров иной конструкции показания могут сбрасываться другими способами (в соответствии с инструкцией по применению прибора).

11. Повторите операции 7–10 для остальных цилиндров. Давление должно быть не ниже 1,5 МПа и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 0,15 МПа. Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец. Пониженная компрессия во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец.

ЗАМЕТКА
Номинальное значение компрессии в цилиндрах – 1,5 МПа (15 кгс/с
м2), предельно допустимое – 1,4 МПа (14 кгс/см2).

12. Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в цилиндр с пониженной компрессией около 20 см3 чистого моторного масла и вновь измерьте компрессию. Если показания компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность поршневых колец. Если же компрессия осталась неизменной, значит, головки клапанов неплотно прилегают к седлам или повреждена прокладка головки блока цилиндров.

Рекомендация
Причину недостаточной компрессии можно определить подачей сжатого воздуха в цилиндр, в котором поршень предварительно установлен в ВМТ такта сжатия. Для этого снимите с компрессометра наконечник и присоедините к нему шланг компрессора. Вставьте наконечник в свечное отверстие и подайте в цилиндр воздух под давлением 0,2–0,3 МПа. чтобы коленчатый вал двигателя не провернулся, включите высшую передачу и затормозите автомобиль стояночным тормозом. Выход (утечка) воздуха через дроссельный узел свидетельствует о нарушении герметичности впускного клапана, а через глушитель – о нарушении герметичности выпускного клапана. При повреждении прокладки головки блока цилиндров воздух будет выходить через горловину расширительного бачка в виде пузырей или в соседний цилиндр, что обнаруживается по характерному шипящему звуку.

   









Двигатель
Неисправности двигателя
Рекомендации
Компрессия
Монтаж декоративного кожуха двигателя
Монтаж брызговиков двигателя
Замена опор силового агрегата
Замена защитного бруса
Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
Ремень газораспределительного механизма
Замена роликов ремня газораспределительного механизма
Маховик
Прокладка крышки головки блока
Прокладка впускного коллектора
Прокладка головки блока
Уплотнение масляного картера
Прокладка выпускного коллектора
Сальник распред. вала
Маслосъёмные колпачки
Сальники коленвала
Распределительные валы
Гидрокомпенсаторы
Неисправности гидрокомпенсаторов
Переборка головки блока
Притирка клапанов
Масляный насос
Система охлаждения двигателя
Неисправности системы охлаждения
Монтаж вентиляторов радиатора
Радиатор
Водяной насос
Термостат
Расширительный бачок
Cистема выпуска отработавших газов
Подушки подвески системы выпуска ОГ
Выпускной коллектор
Каталитический нейтрализатор
Дополнительный глушитель
Промежуточная труба
Главный глушитель
Монтаж термоэкранов и термокожухов
Система питания двигателя
Давление топлива в системе
Понижение давления в системе
Воздушный фильтр
Топливный насос
Бензобак
Монтаж дроссельного узла
Регулятор холостого хода
Форсунки и топливная рампа
Регулятор давления топлива
Трос привода дроссельной заслонки
Адсорбер системы улавливания паров топлива
Монтаж электромагнитного клапана продувки адсорбера